Добро и зло.
Мы охотно делим мир
на тот, что имеет право быть, и тот, что хотя, и существует,
и действует, на самом деле не должно бы существовать. Первый мы называем добрым
или здоровым, или благополучием и миром. Другой мы называем злым или больным,
или бедой и войной. Или как угодно еще. Связано это с тем, что хорошим и
полезным мы называем то, что является для нас легким; а то, что для нас тяжело,
мы называем скверным или плохим.
Но стоит взглянуть
на это внимательнее, и мы увидим, что та сила, которая движет мир вперед,
коренится в том, что мы называем тяжелым, злым или дурным. Побуждение к новому исходит из того, от чего мы предпочли бы избавиться
или оградить себя.
Поэтому, уклоняясь
от тяжелого, или греховного, или требующего борьбы, мы
теряем как раз то, что хотим сохранить: свою жизнь, свое достоинство, свою
свободу, свое величие. Только тот, кто принимает вызов и темных сил тоже, кто
согласен с их существованием, тот связан со своими корнями и источником своей
силы. Такие люди больше чем просто добры или злы. Они находятся в гармонии с
чем-то большим – со своей глубиной и силой.
Свое собственное.
Но есть дурное и
тягостное, которое неотъемлемо от нас как наша личная судьба. Это может быть
наследственное заболевание, или тяжелые обстоятельства в детстве, или какая-то
личная вина. Если мы соглашаемся с этим тяжелым и принимаем его в исполнение
своей жизни, оно становится для нас источником сил.
Если же человек
возмущается такой своей судьбой, к примеру, ранением, полученным на войне, он
отбирает у судьбы ее силу. То же самое относится к личной вине и ее
последствиям.
Чужое.
В семейных системах
в таких случаях часто кто-то другой берет на себя отвергаемую судьбу или не
признаваемую вину. Последствия этого плохи вдвойне.
Чужая судьба или
чужая вина не дают нам сил, ибо сделать это может лишь собственная судьба и
собственная вина. Но это ослабляет еще и того, чью судьбу или вину мы на себя
берем. Тогда его судьба и его вина теряют свою силу и для него самого.